• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

МИЭМ запускает движок: стартовало открытое тестирование второй версии Claw Engine

МИЭМ запускает движок: стартовало открытое тестирование второй версии Claw Engine

© iStock

Команда мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы» МИЭМ запустила тестирование среди разработчиков второй версии игрового движка Claw Engine. «Вышка.Главное» рассказывает о продукте, в создании которого принимают участие проектные студенческие команды МИЭМ.

Движок Claw Engine — инструмент для разработки видеоигр, основанный на генеративно-нейросетевых технологиях для быстрого прототипирования игровых идей и использования сложных геймплейных шаблонов механик. Комплексный проект реализуется около двух лет студенческими командами мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы» МИЭМ. Осенью 2024 года была запущена первая версия движка, которая была ориентирована на базовую архитектуру и упрощенный визуальный интерфейс. Среда позволяла работать с трехмерными изображениями и программировать собственные игровые сценарии.

Илья Семичаснов

«Задача Claw Engine — заменить ушедшие импортные игровые движки, автоматизировать работу над рутинными задачами, оптимизировать процесс создания игры и упростить разработку не только игр, но и других интерактивных приложений. Движком смогут пользоваться как начинающие программисты, так и опытные создатели игр: для новичков предусмотрен интуитивно понятный интерфейс и low-code-подход, а профи могут использовать язык программирования C# для более детальной проработки проекта», — рассказывает о продукте Илья Семичаснов, руководитель мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы».

В июне 2025 года стартовало открытое тестирование второй версии игрового движка. Участие приняли более 600 разработчиков. Новый релиз демонстрирует, как экспериментальная идея превратилась в технологически зрелый продукт.

«Вторая версия Claw Engine — это не просто обновление. Это уже полноценная модульная платформа, переход к инженерному продукту с архитектурой, рассчитанной на развитие, расширение и реальное применение», — рассказывает Владимир Никитин, руководитель проекта Claw Engine и заместитель руководителя мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы».

Новый релиз включает полностью переработанный визуальный редактор сцен, поддержку пользовательских скриптов на C#, систему оптимизации производительности, уникальный алгоритм уровней детализации, который учитывает не только расстояние до камеры, но и пространственные связи между объектами. Такой подход позволяет значительно снизить нагрузку на систему и запускать проекты даже на маломощных устройствах. Это серьезный технологический сдвиг, особенно для образовательного и инди-сегмента.

«Мы создаем движок, в котором можно не просто собирать сцены, а внедрять собственные технологические решения — в графику, поведение, физику. Это возможность для студентов и молодых разработчиков выстраивать инженерное мышление через реальную работу», — отмечает Илья Семичаснов.

Открытое тестирование второй версии движка — важный шаг не только в развитии продукта, но и в его выходе за рамки вуза. Разработчики из разных регионов России получили доступ к сборке и помогают отладить ее работу в разных условиях.

В ближайших планах команды — добавление графического и физического модулей нового поколения, расширение возможностей ИИ и реализация системы плагинов. Разработка идет итеративно, с учетом обратной связи от сообщества. Так, в декабре 2024 года Claw Engine был представлен на выставке RED EXPO — главном событии игровой индустрии в России. Посетители могли протестировать преальфа-версию движка и оценить его ключевые функции: работу с 3D-сценами, базовый редактор и поддержку пользовательских скриптов. В мае 2025 года проект также был презентован на Positive Hack Days — одном из крупнейших технофорумов страны. Команда мастерской показала, как Claw Engine используется в инженерных и образовательных задачах — от моделирования поведения объектов до создания интерактивных сред. Участие в этих мероприятиях стало важным шагом в развитии продукта и расширении профессионального интереса к нему.

© iStock

Claw Engine уже применялся как основа для хакатонов, учебных курсов, дипломных проектов и R&D-экспериментов. Продукт является частью образовательной и проектной экосистемы МИЭМ.

Работа над Claw Engine объединяет несколько самостоятельных студенческих проектов, реализуемых в рамках инновационной проектной модели МИЭМ. Сегодня у команд сформированы технические процессы, выстроена система тестирования, активно развиваются внутренняя документация и система поддержки пользователей.

«Claw Engine — один из тех флагманских проектов в МИЭМ, где оттачивается современная проектная модель. Сегодня технологические проекты требуют четкой организации рабочего взаимодействия между многочисленными проектными командами, решающими свою задачу в рамках создания единого большого продукта. Именно так сегодня работают крупные ИТ-гиганты. В этом смысле мастерская «Игровая инженерия и интерактивные системы» выполняет функции связующего хаба, главного оператора всего процесса создания продукта», — рассказывает Илья Семичаснов.

В 2025 году на базе мастерской открывается онлайн-магистратура «Цифровая инженерия для компьютерных игр» — программа, ориентированная на тех, кто хочет не просто разрабатывать игры, а проектировать технологические решения для них. Академическим руководителем программы станет руководитель мастерской Илья Семичаснов.

Программа охватывает архитектуру игровых систем, работу с ИИ, математическое моделирование, VR и другие направления на стыке инженерии и геймдева. Учебный процесс включает проектную работу, сотрудничество с индустрией и возможность стать частью команд, работающих над реальными инструментами.

Прием документов в магистратуру «Цифровая инженерия для компьютерных игр» открыт до 15 сентября 2025 года.

Подробнее — на сайте МИЭМ НИУ ВШЭ.

Вам также может быть интересно:

Исследователи изучили, как в малых российских университетах заботятся о студентах

Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в четырех малых неселективных университетах и на основе 135 интервью показали, что в таких вузах забота о студентах имеет двойственную природу. Она объединяет искреннюю помощь с постоянным надзором, напоминая родительскую опеку. Это первое детальное описание того, как формальные и неформальные практики заботы переплетаются в постсоветском образовательном контексте. Исследование опубликовано в British Journal of Sociology of Education.

«Наш результат признан не только в рамках защиты проекта, но и на международном уровне»

В этом году на Европейскую конференцию по ИИ (ECAI 2025) была принята статья Multi-Agent Path Finding For Large Agents Is Intractable второкурсника бакалавриата «Прикладная математика и информатика» (ПМИ) факультета компьютерных наук ВШЭ Артема Агафонова. Работа написана в соавторстве с Константином Яковлевым, заведующим базовой кафедрой «Интеллектуальные технологии системного анализа и управления» ФИЦ ИУ РАН, доцентом ФКН. Как возникла идея написать статью и как удалось попасть на конференцию уровня А, Артем Агафонов рассказал в интервью.

Ученые ВШЭ оптимизировали обучение генеративных потоковых нейросетей

Исследователи факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ улучшили метод обучения генеративных потоковых нейросетей для работы с неструктурированными задачами. Это поможет искать новые лекарства эффективнее. Результаты работы были представлены на одной из ведущих конференций по машинному обучению — ICLR 2025. Текст работы доступен в репозитории Arxiv.org.

Ученые смоделировали работу суперконденсатора на уровне отдельных молекул и ионов

Ученые НИУ ВШЭ с помощью моделирования на суперкомпьютере изучили, что происходит с ионами и молекулами растворителя с водой внутри нанопор суперконденсатора. Результаты показали, что даже очень малое количество воды меняет распределение заряда внутри нанопор и влияет на то, сколько энергии может накопить устройство. Такой подход позволяет предсказывать поведение суперконденсаторов при разных составах электролита и условиях влажности. Исследование опубликовано в журнале Electrochimica Acta. Работа выполнена в рамках гранта РНФ.

Студенты и аспиранты НИУ ВШЭ приняли участие в Международной летней школе Пекинского университета

В июле в Пекинском университете проходила ежегодная летняя школа по квантовой молекулярной динамике, которая в этом года перешла на международный уровень. Ее первыми иностранными гостями стали студенты и аспиранты МИЭМ НИУ ВШЭ. У них была обширная образовательная программа, им также удалось посетить лабораторию оптоэлектронных материалов и энергетических приборов.

В НИУ ВШЭ стартовал СТП «Национальный центр социально-экономического и научно-технологического прогнозирования»

Стратегический технологический проект нацелен на создание и внедрение технологий системного анализа и прогнозирования в интересах государства, бизнеса и общества для обеспечения технологического лидерства, суверенитета и безопасности России.

«Человеческое существование без математики сегодня трудно, а завтра будет просто невозможно»

Математики всего мира говорят на одном языке и продолжают сотрудничество, несмотря на сложности последних лет. Центр их общения перемещается в Китай, где ученые разных стран встречаются на конференциях и других научных мероприятиях. Сотрудничество с ведущими китайскими университетами перспективно для продолжения прежних и организации новых контактов. Об этом, а также о том, что такое ИИ и почему государство должно сотрудничать с математиками, новостной службе «Вышка.Главное» рассказал заведующий Международной лабораторией зеркальной симметрии и автоморфных форм НИУ ВШЭ Валерий Гриценко.

Вузы разделились на шесть лагерей в отношении к искусственному интеллекту

Каким должно быть образование в эпоху ИИ? Чтобы разобраться, какие есть точки зрения и какие решения уже формируются, команда Института образования ВШЭ весной 2025 года провела серию интервью с проректорами российских университетов. Об итогах этого исследования рассказывает директор института Евгений Терентьев.

«Креативные индустрии»: экспертиза, кейсы и прогнозы

Институт развития креативных индустрий (ИРКИ) факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ выпустил монографию «Креативные индустрии». Издание объединяет исследования, экспертные материалы и практические кейсы по самым важным и актуальным направлениям креативного сектора — от мер поддержки креативных индустрий, стратегии развития креативной экономики, креативного образования, креативного предпринимательства до территориального брендинга, народных промыслов и локальных ремесел.

Высшая школа бизнеса ВШЭ представила исследование «Корпоративные университеты России — 2025»

Презентация ежегодного исследования «Корпоративные университеты России — 2025» состоялась в рамках IV Форума лидеров корпоративного обучения России. Мероприятие прошло в Нижнем Новгороде и объединило более 130 участников из 60 компаний.