Пакетное предложение: как реагировать на хаос в мировой торговле
Тарифная война, развязанная Дональдом Трампом, отразится на всех странах, в том числе и на России, поскольку конкуренция за рынки обострится. Как отвечать на новые вызовы, обсудили эксперты, представители бизнеса и органов государственной власти на форуме НИУ ВШЭ «Тарифные войны как возможность для российского экспорта: региональное измерение».
Организаторами дискуссии выступили факультет мировой экономики и мировой политики и Школа международного сотрудничества НИУ ВШЭ при поддержке Министерства экономического развития РФ. В форуме приняли участие более 250 руководителей компаний-экспортеров, представителей региональных органов власти, отраслевых экспертов и экспертов программы «Восточная перспектива: стратегия и тактика построения бизнеса».
Проректор НИУ ВШЭ Вероника Минина, открывая мероприятие, отметила, что проведение таких форумов в университете стало уже традицией. «Сегодня мы рассказываем о новых возможностях для российского экспорта, которые могут использовать как субъекты, так и другие участники внешнеторгового оборота», — сказала она. Проректор подчеркнула важность живой дискуссии, к которой онлайн смогут подключиться эксперты из разных регионов России и стран мира, а запись форума будет доступна всем его участникам.
Тарифная война, развязанная президентом США Дональдом Трампом, затрагивает все больше стран, и последствия, к которым она приведет для мировой торговли, пока неизвестны. Между тем если у России уже выработаны возможные реакции на торговые барьеры, то на уровне евразийской интеграции их нет, отметил, начиная дискуссию, вице-президент РСПП Сергей Красильников. В рамках ЕАЭС получилась «некая серая зона». «Против России санкции введены, Россия ввела ответные меры, остальные страны поступали, как они могли поступить. Казалось, это чисто российский вопрос, но [теперь] понятно, что это не так», — отметил Сергей Красильников. На днях Дональд Трамп направил письмо президенту Казахстана Касым-Жомарту Токаеву, уведомив его о введении Вашингтоном пошлин на товары из Казахстана в размере 25% с 1 августа 2025 года. По мнению Сергея Красильникова, сейчас нужно вместе думать о том, как отвечать на эти вызовы.
Также эксперт в своем выступлении затронул и другую проблему. По словам Сергея Красильникова, поскольку нет статистики, многие компании сейчас безоружны: им не на что опереться при оценке экономического ущерба. «Мы должны здесь готовиться не только, как говорят военные, к сегодняшним войнам, но и к неким будущим тарифным войнам», — заключил эксперт, добавив, что уже сейчас нужно «ковать тарифное оружие».
То, что Россия не попала в первые списки кандидатов на тарифные ограничения, не значит, что можно расслабиться, отметила декан факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ Анастасия Лихачева. Россия входит в число крупнейших стран мира по внешнеторговому обороту, поэтому то, что под огонь попали другие страны, не повод для оптимизма. Тарифная война приведет к изменению товарных потоков, и Россия столкнется с большей конкуренцией на рынках стран Азии и Африки. С учетом того, что сейчас почти три четверти российской внешней торговли приходится именно на азиатский регион, к этому надо готовиться уже сейчас, полагает Анастасия Лихачева.
За введением высоких тарифов всегда стоят «команды, которые подсчитывают и оценивают» выгоды от этого шага. Цель любых санкций — это изменение внешнеполитического поведения другой страны и увеличение собственных выгод. При этом Россия может усилить свои позиции во внешней торговле «пакетными предложениями» — например, предоставляя услуги в области продовольственной, водной, энергетической, промышленной, информационной безопасности, говорит эксперт. «Это куда более защищенный экспортный товар в перспективе нескольких лет», — полагает она. В целом, по ее мнению, сейчас время переговорщиков. Настоящие переговоры — это «виртуозная среда, где с двух сторон зубастые переговорщики, которые знают все детали и готовы вести переговоры месяцами, годами, выгадывая лучшие условия».
Анна Бессмертная, председатель Комиссии по внешнеэкономическому сотрудничеству с партнерами в Китае Московской торгово-промышленной палаты, рассказала, что много лет поддерживает российские предприятия в выстраивании бизнеса с Китаем. «Мы более трех лет живем в условиях такого санкционного давления. То количество санкций, с которым столкнулась Россия, беспрецедентно, и на сегодняшний момент, когда некоторые страны только впервые готовятся столкнуться с этим, у нас есть уже более чем трехлетний опыт проживания в этой ситуации», — сказала она. Многие российские предприятия были поставлены в условия, когда многолетний опыт работы с европейскими и американскими партнерами был перечеркнут, но бизнес нашел пути решения своих проблем. В некоторых случаях российские компании сознательно шли на убытки, работая на опережение ради перспектив дальнейшего сотрудничества. И в целом сейчас у компаний богатый опыт в ведении бизнеса за рубежом.
«Многим было сложно, так как наши предприятия в большинстве своем не были готовы к такой тотальной переориентации на восточные страны, не хватало опыта, коммуникаций. И конечно же, полностью поменялась и конъюнктура ведения бизнеса, вся бизнес-среда, — рассказала Анна Бессмертная. — Это дорога с двусторонним движением, мы здесь очень зависели от решений, от стратегий наших партнеров, в первую очередь китайских партнеров». Примерно в 90% случаев китайские партнеры шли навстречу, не отказывались работать с российскими партнерами и находили пути решения.
Между тем, по словам старшего научного сотрудника Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Василия Кашина, в Китае происходит трансформация подходов к внешней торговле, которая основана сразу на нескольких движущих силах. Помимо экономической войны, которую США ведут против Китая уже давно и которая вновь активизировалась благодаря Дональду Трампу, это структурная перестройка китайской экономики, которая происходит с 2020 года. «И еще один фактор — это ожидания со стороны не только китайского правительства, но практически всех восточно-азиатских правительств некоего крупного военно-политического кризиса, который произойдет в Азии в течение ближайших десяти лет», — говорит эксперт.
Андрей Дорохин, начальник Управления внешнеторговой аналитики и связей с международными организациями Департамента внешнеэкономических и международных связей Москвы, отметил, что развязанная президентом США Дональдом Трампом торговая война — отнюдь не новая практика. «Это мы видели еще в XVII–XVIII веках, когда Англия, Франция, Голландия практически непрерывно вели между собой различные торговые войны. Во второй половине XVIII века Европа вроде бы взялась за ум, вспомним небезызвестного Адама Смита, утверждавшего, что торговля, мир и взаимодействие правят миром. Стали появляться различные движения, происходило становление партий в Америке», — отмечает спикер. И Германия, и Италия тоже часто прибегали к протекционистским действиям, говорит он.
Ситуация, которая сейчас сложилась в мире, по словам Андрея Дорохина, несет в себе и риски, и плюсы для России. «Плюсы заключаются в том, что для нас открываются новые экспортные рынки, мы можем выходить на них. Риски — в том, что наши конкуренты из других стран, которые поставляли на зарубежные рынки и в США, тоже будут теперь с нами конкурировать, при этом имея за собой большую поддержку с точки зрения того же экспортного и предэкспортного финансирования», — сказал он.
«В Москве не так все плохо, как, наверное, многие “партнеры” за рубежом подразумевали и планировали», — говорит Андрей Дорохин. Против России введены десятки тысяч санкций, и Москва идет в том же тренде, что и вся Россия: это «переориентация внешнеэкономических связей на Большой, как говорят сейчас, Глобальный Юг». Новыми партнерами стали Южная Америка, Африка, Северная Африка, Юго-Восточная Азия.
Один из выводов дискуссии — это не то, что российский бизнес нуждается в большем объеме средств. Нужен пересмотр подходов к экспортному финансированию, резюмировала Анастасия Лихачева.
Помимо панельной дискуссии, работа продолжилась в трех сессиях: «Тарифная политика Д. Трампа: что будет после?», «Экспортный потенциал российских компаний в условиях тарифных войн: опыт и возможности», «“Восточная перспектива” сегодня: что меняется у них и что будет меняться у нас?». Последние две состоялись при поддержке компании «Иннопрактика» и Ассоциации «национальных чемпионов». В рамках дискуссии выступили представители компаний — «национальных чемпионов»: Александр Черепков, генеральный конструктор НПО «Кайсант» (российский производитель систем обнаружения и подавления беспилотных летательных аппаратов), Владимир Смирнов, руководитель международных проектов MVS (российский разработчик и производитель программно-аппаратных решений для медицины, в частности для цифровой хирургии и умных операционных).
В рамках программы «Восточная перспектива» слушатели узнают о проверенных стратегиях выхода на рынки, рабочих тактиках продвижения, реальных практиках от действующих экспортеров. Подробнее о направлениях подготовки можно узнать на странице программы и в телеграм-канале «Вышка: Глобальный экспресс». Важные объявления и экспертные дискуссии — в сообществе Школы международного сотрудничества.
Вам также может быть интересно:
Вышка исследует потребности глухих
В последнее воскресенье сентября в мире традиционно отмечается День глухих. В этом году факультет социальных наук (ФСН) Высшей школы экономики присоединился к празднику и совместно с Московской городской организацией Всероссийского общества глухих (МГО ВОГ) запустил исследование потребностей глухих и слабослышащих москвичей в социальных услугах и доступности среды.
В Высшей школе экономики открылась межфакультетская Музейная лаборатория
Вышка запустила межфакультетскую Музейную лабораторию, которая станет устойчивым центром экспертной поддержки в сфере музейного дела. Ее миссия связана с изменением современных моделей восприятия культуры и трансформацией институциональной среды. Лаборатория специализируется на модернизации музейных практик и повышении престижа музеев, формируя пространство для профессионального диалога и внедрения инноваций.
30 студентов из 19 университетов приняли участие в исследовательской экспедиции НИУ ВШЭ в «Новом Херсонесе»
В рамках программы студенческих экспедиций «Открываем Россию заново» при поддержке программы Росмолодежи «Больше, чем путешествие», президентской платформы «Россия — страна возможностей», а также Симферопольской и Крымской епархии НИУ ВШЭ на базе Школы молодого гуманитария провела исследовательскую экспедицию на территории музейно-храмового комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. По ее итогам будут разработаны предложения по организации просветительских проектов в области формирования исторической памяти молодежи о роли Херсонеса, Крыма и византийского наследия в истории российской культуры и государственности.
Большие группы студентов эффективнее используют ИИ в обучении
Исследователи Института образования и факультета экономических наук НИУ ВШЭ узнали, от каких факторов зависит качество групповой работы студентов, когда они выполняют ее в сотрудничестве с ИИ. Оказалось, что, помимо уровня знаний команды, важен размер группы: чем она больше, тем эффективнее работа. Статья ученых опубликована в журнале Innovations in Education and Teaching International.
Завершила работу Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам
С 17 по 21 сентября на базе «Горная легенда» Адыгейского государственного университета прошла Первая Кавказская школа по экспериментальным исследованиям и когнитивным наукам. Организаторами мероприятия выступили Лаборатория экспериментальной лингвистики АГУ, Центр языка и мозга и Центр социокультурных и этноязыковых исследований НИУ ВШЭ. Школа собрала более 50 участников — студентов, аспирантов и молодых исследователей из разных регионов России, а также слушателей и спикеров из Франции, Сербии, Китая, Турции, Казахстана и Узбекистана.
Испугать и обмануть: почему люди поддаются на уловки мошенников
В НИУ ВШЭ прошел IX Фестиваль финансовой грамотности и предпринимательской культуры для старшего поколения. Почему люди верят мошенникам и как можно защитить себя и близких от угрозы кражи денег, обсудили эксперты-психологи на дискуссии, состоявшейся в рамках фестиваля.
Бренд-медиа ВШЭ запустило подкаст о профессиях будущего «Кем стать, когда вывезу»
IQ Media — бренд-медиа Высшей школы экономики — запускает новый проект «Кем стать, когда вывезу», посвященный профессиям будущего. В девяти выпусках подкаста эксперты ВШЭ из разных сфер — маркетологи, специалисты по будущему, инженеры, эксперты по кибербезопасности, юристы, биоинформатики — рассказывают о том, чему и где научиться уже сейчас, чтобы быть востребованным в будущем.
«Вышка школьникам»: как прошел осенний фестиваль образовательных проектов
14 сентября состоялось одно из самых масштабных университетских событий осени — фестиваль «Вышка школьникам». Чтобы показать все многообразие своих активностей, Высшая школа экономики второй год проводит такое масштабное и яркое мероприятие для учащихся разных классов и их родителей. Фестиваль набирает популярность: число посетителей в этот раз на 1000 больше, чем в прошлом году, — более 8000 участников зарегистрировались, чтобы провести день с пользой на Покровском бульваре, 11.
Ученые выяснили, что мозг реагирует на чужие действия, как на свои
Когда мы наблюдаем, как кто-то двигает пальцем, наш мозг не остается в стороне. Работа ученых из НИУ ВШЭ и Лозаннского университетского госпиталя показала, что наблюдение за движением активирует моторную кору так, словно мы сами совершаем это действие, и при этом заглушает ненужные мышцы. Результаты опубликованы в журнале Scientific Reports.
IQ Media и другие проекты Вышки — в шорт-листе премии PROBA Awards
Сразу несколько проектов Высшей школы экономики вошли в шорт-лист международной премии в области коммуникаций PROBA Awards. Среди них бренд-медиа НИУ ВШЭ IQMedia (номинация «Бренд-медиа»). Первое полноформатное университетское медиа для внешней аудитории было запущено в 2024 году командой Дирекции по маркетинговым коммуникациям университета.