От целебных клумб до волшебных таблеток: в Вышке финишировал VI сезон Научных боев
В конце сентября состоялась финальная битва VI сезона Научных боев НИУ ВШЭ. В ней сошлись авторы самых популярных проектов сезона — от разработчиков нейросетей для геймдева до исследователей влияния цветочных клумб на уровень преступности. Победителем названа Анастасия Корженевская с проектом про производство новых лекарств. Схватка молодых исследователей стала одним из особенных событий фестиваля «Проектируем будущее» на ВДНХ.
Научные бои Вышки — яркий научно-популярный проект: молодые студенты-исследователи НИУ ВШЭ по очереди выходят на сцену, где понятно и увлекательно рассказывают о своих исследованиях из разных областей науки. Для защиты своего проекта у каждого есть 10 минут, личное ораторское искусство и — при необходимости — оригинальный реквизит. Никаких презентаций и роликов — только собственная харизма, подкрепленная безграничной верой в свой проект. В течение сезона проходят четыре полуфинала, в каждом из которых участвуют по четыре проекта. Лучшего выбирают зрители совместно с членами жюри. Четыре победителя, выбранные по итогам полуфинальных боев, затем встречаются в финальной битве за главный приз — академический тревел-грант (возможность бесплатно посетить научную конференцию, конгресс, симпозиум, семинар (workshop), летнюю школу, школу молодых ученых, круглый стол и др., в том числе за рубежом).
Шестой сезон был богат на оригинальные исследования: в течение всех четырех полуфиналов зрители то узнавали, как грибы и плесень помогают рубцевать шрамы, то задумывались об урбанизации кладбищ и коварстве кислорода, а то и вовсе судорожно искали у современного образования «болезнь издержек» Баумоля.
В ходе непростых битв за умы и сердца в финал вышли четыре проекта в области социологии права, химии, иностранных языков и нейросетевых технологий. Уже знакомые аудитории молодые исследователи в этот раз говорили о прогрессе в своих работах и новых результатах.
«Игры — людям, разработку — нейросетям: как машинное обучение меняет геймдев»
Открыл финал студент 1-го курса магистерской программы «Науки о данных» Руслан Рузиев, работающий над новой технологией озвучки с помощью нейросетей. Интересно, что после полуфинала Руслан не просто продолжил работу над своим исследованием, но и вместе с командой дорабатывал финальный продукт.
Руслан занимается новым способом озвучки внутриигровых диалогов в компьютерных играх с помощью нейросетей. Технология такая: нейросеть раскладывает на звуки написанный текст, а затем полученные аудиофайлы преобразуются с учетом темпа, тембра и интонации голоса. Руслан замечает, что технология новая и пока не идеальная, поэтому вся работа после полуфинала была направлена на ее улучшение.
Во-первых, команда добавила в возможности нейросети многоголосость. Во-вторых, сфокусировались на исправлении ошибок. Дело в том, что модель быстро устает и не способна работать с длинными материалами. Команда Руслана придумала разделять аудиофайлы на множество маленьких, прогонять каждый по отдельности, а потом с помощью другого механизма склеивать вместе, чтобы избежать возможных багов от перегрузки.
Третье улучшение — создание базы данных с транскриптами и ударениями для русского языка. Иначе нейросеть путается и ошибается в омонимах — одинаковых по звучанию и написанию, но разных по смыслу словах. Модель не понимала, когда произносить «замо́к», а когда «за́мок», поэтому разработчикам пришлось собрать большой скрипт с транскрипциями, а потом несколько недель очищать его вручную. «Следующая цель — добавить возможность самостоятельно расставлять ударные знаки», — заявляет Руслан.
Кропотливая работа над улучшением разработки идет вовсю, ребята обещают, что не остановятся, пока не упростят жизнь себе и другим разработчикам и не сделают компьютерные игры еще круче.
«Арго, которого вы не знали: как язык распределяет роли среди заключенных»
Подхватил эстафету рассказов о научных исследованиях и разработках студент 2-го курса магистерской программы «Иностранные языки и межкультурная коммуникация» Павел Кивалин. Его исследование посвящено арго — языку, который используют замкнутые социальные группы. Любая закрытая группа неизбежно начинает формировать свой язык, что позволяет каждому ее участнику подчеркивать принадлежность к сообществу, говорит Павел.
Изучаемая группа — заключенные. В полуфинальном выступлении Павел говорил о метафорах, которые можно встретить в тюремной культуре. К финалу фокус исследования стал направлен на роли в тюремном арго, которые показывают, как заключенные называют себя и остальных.
Зачем вообще существует арго? С помощью отдельного языка в тюрьме манифестируются собственные статусы и исключаются аутсайдеры, пояснил Павел.
Сравнивая роли, выделяемые в американском и русском арго, исследователь пытался найти общие черты двух тюремных систем: в американском арго можно найти 17 ролей, в арго русских тюрем — 16, а 10 из них в этих двух системах совпадают. Так, например, и в Америке, и в России заключенные выделяют «авторитетов», «стукачей» и «проблемных».
«Роль — это не просто функция, которую выполняет заключенный, а инструмент поддержания иерархии», — обращает внимание Павел. Совпадение ролей в американском и русском арго говорит о том, что существует некая схожесть систем — быта и культуры в тюрьмах.
«Растения против зомби: сколько клуб нужно посадить, чтобы не украли кошелек»
Студентка 1-го курса магистратуры «Комплексный социальный анализ» Полина Осипова и студентка 4-го курса бакалавриата «Социология» Анна Молькова вновь обратились к теме зеленых насаждений. Еще в полуфинале девушки рассказывали о том, что растения, точнее, их наличие в окружающей среде и, в частности, облагораживание придомовых территорий, способны предотвращать ситуативные преступления, то есть те, которые совершаются спонтанно. За счет снижения умственной усталости, общего ощущения благопорядка и привлечения людей-наблюдателей грамотное озеленение снижает количество преступлений, убеждены исследовательницы.
Продолжая наблюдения, девушки решили проверить выведенную ими теорию на базе данных Москвы. С помощью линейной регрессии, которая позволяет нам узнать о зависимости переменных друг от друга, девушки проследили связь степени озеленения территорий и количества преступлений, на них совершаемых. Степень озеленения измерялась с помощью данных со спутников, а информация о преступлениях была взята с сайта прокуратуры Москвы.
В результате анализа 90 пар озеленения и преступности в одном и том же месте в одно то же время девушки получили отрицательную линейную зависимость. Это значит, что гипотеза подтвердилась: чем больше растений, тем меньше преступлений. Однако предсказательная сила у полученной регрессии оказалось слабой, что говорит о том, что связь между озеленением и преступлениями есть, но все-таки растения действуют не в одиночку, а для предотвращения большего количества преступлений требуется совокупность многих факторов.
«Волшебная таблетка, или История о том, как придумывают лекарства»
Завершать финал шестого сезона Научных боев выпало студентке 4-го курса бакалавриата «Химия» Анастасии Корженевской. В рамках своего исследования девушка искала молекулы, которые можно использовать для производства новых лекарств.
Анастасия рассказала об основных этапах разработки препаратов. Ключевое понятие в этом процессе — мишень, то есть большая биологическая молекула, которая чаще всего является ферментом или рецептором. «Простым языком: болезнь человека часто связана с тем, что наша мишень ломается», — объясняет исследовательница.
Для того чтобы вылечить человека, необходимо найти лиганд, то есть маленькую молекулу, которая будет специфически связана с мишенью и сможет блокировать ее. Однако вариантов потенциального лиганда слишком много, что не позволяет нам быстро найти нужные химические соединения, которые впоследствии могут стать лекарствами.
Анастасия в рамках своего исследования пыталась сократить библиотеку соединений, то есть большой перечень этих молекул, чтобы сократить выборку тех, которые способны стать лекарствами. И здесь на помощь вновь пришли технологии машинного обучения: нейросеть на вход получила библиотеку из тысячи известных лекарственных препаратов, которые воздействуют на определенные мишени, и тысячи молекул в максимально разнообразных трехмерных конформациях с определенными параметрами. В процессе обучения нейросеть училась отделять молекулы, которые воздействуют на разные мишени. В итоге девушке удалось отобрать 20 000 молекул, воздействующих на нужные мишени.
Следующий шаг для сокращения выборки — моделирование фармакофорной гипотезы, которая позволяет оценить часто повторяющиеся фрагменты. Именно эти фрагменты отвечают за связь с мишенью, а значит, их можно убрать. Остальные молекулы были отсеяны вручную. Как объясняет Анастасия, «проверяли, насколько хорошо молекула способна запихнуться в мишень, в выборке оставляли лишь наиболее подходящие».
В результате сложного и тщательного отбора в библиотеке осталось 3000 молекул. Трехмерная фильтрация позволяет называть эти молекулы «потенциальными лекарствами с большим кредитом доверия». А значит, исследование Анастасии приблизило процесс появления новых лекарств.
По итогам зрительского голосования и решения жюри первое место досталось исследовательнице молекул Анастасии Корженевской, второе — Анне Мольковой и Полине Осиповой.
Текст: Яна Лысюк, стажер-исследователь Проектно-учебной лаборатории экономической журналистики НИУ ВШЭ
Вам также может быть интересно:
Исследователи НИУ ВШЭ выяснили, как часто у россиян с легочной гипертензией встречаются генетические мутации
Команда ученых и медиков впервые в России провела масштабное генетическое исследование пациентов с легочной артериальной гипертензией. Исследователи, включая сотрудников Международной лаборатории биоинформатики факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ, изучили геномы более ста пациентов и обнаружили, что примерно у каждого десятого встречаются опасные мутации в гене BMPR2, отвечающем за рост сосудов. Три мутации были описаны впервые. Исследование опубликовано в журнале Respiratory Research.
Центр языка и мозга провел первое полевое нейролингвистическое исследование чтения на якутском языке
В июле команда Центра языка и мозга НИУ ВШЭ совместно с Центром изучения, сохранения и развития родных языков Академии наук Республики Саха (Якутия) организовала в селе Чурапча первую в истории нейролингвистическую экспедицию по исследованию чтения на якутском языке с использованием метода электроэнцефалографии (ЭЭГ). В ходе двухнедельной работы впервые были собраны ЭЭГ-данные 43 взрослых участников, а также поведенческие данные 40 детей.
Ученые разработали ИИ для создания новых материалов
Международная команда ученых при участии НИУ ВШЭ разработала новый алгоритм машинного обучения Wyckoff Transformer для генерации симметричных кристаллов. Нейросеть позволит создавать материалы с желаемыми свойствами для полупроводников, солнечных батарей, медицинского оборудования и других высокотехнологичных областей. Ученые представят разработку 15 июля на ведущей конференции по машинному обучению ICML в Ванкувере. Препринт статьи опубликован на сайте arhiv.org, код и данные выложены под открытой лицензией.
Ученые ВШЭ выяснили, как сбои в сетях мозга влияют на когнитивное и социальное поведение при аутизме
Международная команда ученых с участием исследователей из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ впервые изучила связи между сенсомоторной сетью и сетью когнитивного контроля у детей с аутизмом. С помощью данных фМРТ они выяснили, что внутри сети когнитивного контроля, отвечающей за внимание и самоконтроль, связи ослаблены, а внешние связи с сенсомоторной сетью, от которой зависят движения и сенсорная обработка, наоборот, слишком усилены. Эти особенности проявляются в виде трудностей в социальном взаимодействии и регуляции поведения детей. Исследование опубликовано в журнале Brain Imaging and Behavior.
«Ученый совет про людей»: конкурс ППС, оплата труда, награды и поощрения
25 июня состоялось заключительное в этом учебном году заседание Ученого совета НИУ ВШЭ. И если на предыдущих заседаниях рассматривались вопросы технологического развития, международного сотрудничества и финансовой устойчивости университета, то теперь акцент был сделан на социальной тематике.
«Развитие креативных индустрий стало приоритетом, как для России, так и для Республики Узбекистан»
Научно-исследовательский институт развития туризма при Комитете по туризму Республики Узбекистан и НИУ ВШЭ подписали соглашение о сотрудничестве с целью установления и развития академического, культурного и других видов взаимоотношений в области образования и туризма. Инициатором подписания соглашения выступил Институт развития креативных индустрий факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ.
Нейролингвисты ВШЭ выяснили, какие приложения лучше помогают восстановить речь
Ученые Центра языка и мозга НИУ ВШЭ выявили факторы, которые делают цифровые приложения для реабилитации больных с афазией более эффективными. Обратная связь, разнообразие игровых задач, длительный период реабилитации и постоянный контакт с лечащим врачом оказались наиболее важными для восстановления речевой функции. Статья опубликована в журнале NeuroRehabilitation.
МИЭМ запускает движок: стартовало открытое тестирование второй версии Claw Engine
Команда мастерской «Игровая инженерия и интерактивные системы» МИЭМ запустила тестирование среди разработчиков второй версии игрового движка Claw Engine. «Вышка.Главное» рассказывает о продукте, в создании которого принимают участие проектные студенческие команды МИЭМ.
«Цифровые платформы стали ключевой формой обеспечения экономического и культурного суверенитета»
Научный руководитель НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов выступил на сессии ПМЭФ-2025 «В поисках новых источников роста: возможна ли иная модель глобальной финансовой и торговой архитектуры». Дискуссия была построена вокруг процессов в мировой экономике, связанных с укреплением многополярности и возрастанием роли новых центров мирового роста — государств Глобального Юга и Востока, участники обсуждали потенциал и возможности новой модели международного взаимодействия.
Трендвотчинг: кардинальные инновации в креативных индустриях и творчестве
Быстрое развитие технологий, адаптация бизнес-процессов к новым экономическим реалиям и изменение запросов аудитории требуют от специалистов креативных индустрий быть в курсе актуальных трендов и проявлять гибкость при реализации проектов. В апреле — мае 2025 года Институт развития креативных индустрий (ИРКИ) факультета креативных индустрий НИУ ВШЭ провел исследование трендов в сфере творческих отраслей.