• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Лицеист завоевал бронзу на Международной олимпиаде по кибербезопасности

Лицеист завоевал бронзу на Международной олимпиаде по кибербезопасности

Фото: ico2025.sg

В июне в Сингапуре состоялся финал Международной олимпиады по кибербезопасности (ICO). Сборная России встретилась с 128 талантливыми школьниками из Австралии, Канады, Дании, Гонконга, Израиля, Италии, Японии, Лаоса, Макао, Малайзии, Мексики, Сингапура, Шри-Ланки, Швеции и т.д. Российская команда завоевала серебро и 2-е место в общекомандном зачете. Такой результат обеспечили индивидуальные достижения участников сборной, в числе которых был одиннадцатиклассник Лицея НИУ ВШЭ Михаил Селин, выигравший бронзовую медаль.

Финал ICO состоял из двух туров. В первом старшеклассники в течение трех часов решали семь задач повышенной сложности по криптографии, бинарным уязвимостям, веб-уязвимостям и реверс-инжинирингу. Второй тур длился пять часов и содержал дополнительные задачи на пентест, стеганографию и форензику.

Как проходила подготовка к международной олимпиаде и какие навыки особенно пригодились в Сингапуре, Михаил Селин рассказал в интервью.

Как я начал участвовать в олимпиадах по кибербезопасности

Кибербезопасностью я увлекся в 9-м классе. В тот год в лицее был факультатив CTF (Capture the flag — формат соревнований по информационной безопасности), который вел Константин Веселов (выпускник Лицея ВШЭ по направлению «Информатика, инженерия и математика» 2018 года. — Ред.), талантливый преподаватель и на тот момент студент ОП «Программная инженерия» факультета компьютерных наук Вышки. Мне понравилось решать задачи, и вместе с другими заинтересовавшимися ребятами мы собрали команду, стали участвовать в российских соревнованиях по информационной безопасности (ИБ). Мы не занимали призовых мест, однако чаще всего приходили к финишу пятыми или шестыми. Для меня это был ценный практический опыт. И в 10–11-м классе я не потерял мотивацию играть в CTF.

Михаил Селин (справа)
© Высшая школа экономики

Что стало мотивацией

У меня был длительный перерыв, когда я отошел от кибербезопасности и целиком посвятил себя олимпиадному программированию. Алгоритмические задачи я тоже решал с большим интересом, и мне казалось, что для перспектив поступления в вуз олимпиады по информатике гораздо полезнее. Вернуться помогли новые друзья, которые сами совмещали олпрогу и ИБ. Главной мотивацией для меня стало желание стать лучшим. Весь 11-й класс я ботал, чтобы взять Всерос и как можно больше соревнований вместе с командой. Конкуренция с товарищами также помогала не сбавлять темп.

Как готовился к ICO

Меня, как и других ребят, готовили преподаватели из Центрального университета и «Лаборатории Касперского». Подготовка заключалась в посещении лекций и систематическом прорешивании CTF-задач из различных категорий: криптография, компьютерная криминалистика, поиск веб-уязвимостей, тестирование безопасности Windows и Linux, реверс-инжиниринг и эксплуатация бинарных уязвимостей. Непосредственно перед самой олимпиадой Центральный университет организовал недельные сборы. От подготовки к ВсОШ по ИБ отличия большие, так как на международных соревнованиях отсутствует проверка теоретических навыков и результатов проектной деятельности. Однако со следующего учебного года структура российских соревнований меняется, и от организаторов можно ожидать другой формат заданий.

Что в подготовке было самым сложным

Темп оказался сильно ускоренным из-за того, что олимпиада проходила первый год, а анонс вышел в феврале. Чтобы не отставать, приходилось с большим вниманием слушать все лекции и целиком сдавать домашки, с чем я справился.

Какие навыки особенно пригодились на олимпиаде

На подобных соревнованиях критически важно распределять время и не зацикливаться на одном задании, особенно если оно не получается. Важно также сохранять концентрацию на протяжении длительного времени: каждый из двух туров шел по 5 часов без перерыва. Пригодится умение нестандартно подходить к решению задач и пробовать все возможные способы.

Как планирую развивать знания и навыки

Сейчас я сосредоточен на поступлении: рассматриваю НИУ ВШЭ и Центральный университет. Практические навыки хочу развивать через стажировки, но не раньше второго курса, хотя предложения мне уже поступали. В долгосрочной перспективе мне интересно заниматься реагированием на инциденты информационной безопасности (DFIR).

Что больше всего удивило на ICO

Во-первых, климат Сингапура: из-за влажности первые дни были тяжелыми, организм более-менее адаптировался только к концу поездки. Во-вторых, странный подбор задач: часть была запредельно сложной («гробы» даже для опытных участников), а часть — настолько простой, что их могла решить нейросеть. А некоторые задания оказались больше похожи на угадайку, чем на проверку реальных навыков.

Совет тем, кто начинает готовиться к ИТ-олимпиадам

Никакого секрета нет: нужно регулярно решать как можно больше задач, набирая опыт. Часто могут быть проблемы с мотивацией, и в моем случае с ними помогли справиться друзья. Попробуйте найти категорию задач, которая вызывает у вас наибольший интерес и удовлетворение от решения. Если совсем не идет, то можно переключиться на смежную область ИТ (олимпиадное программирование, анализ данных) или вовсе подумать о смене предмета. Главное — не опускать сразу руки, если что-то не получается. Всегда можно найти человека, который подскажет и поможет продвинуться дальше.

Продолжается вторая волна набора в Лицей Онлайн, в том числе на направление «Информатика, инженерия и математика». Прием заявок открыт до 8 августа.