Первый цифровой тест для оценки навыков чтения у взрослых доступен на RuStore
Центр языка и мозга НИУ ВШЭ разработал первый стандартизированный инструмент для оценки навыков чтения на русском языке у взрослых — тест «ЛексиМетр-В». Теперь он доступен в цифровом формате на платформе RuStore. Это приложение позволяет быстро и эффективно диагностировать нарушения чтения, включая дислексию, у людей в возрасте от 18 лет и старше.
Навык чтения необходим для полноценной социальной и профессиональной жизни. Для миллионов взрослых, испытывающих трудности с чтением, отсутствие своевременной диагностики может означать недоступность качественного образования, карьерных возможностей и социальной поддержки. Однако для взрослых россиян до сих пор не существовало надежного инструмента, позволяющего объективно, с соблюдением стандартизированной процедуры измерить уровень владения навыком чтения и сравнить результаты с нормативными данными. Цифровой тест «ЛексиМетр-В» восполняет этот пробел, предлагая специалистам и исследователям эффективный способ оценки скорости и точности чтения, а также уровня понимания прочитанного текста.
Светлана Дорофеева
«Разработка “ЛексиМетра-В” стала логичным продолжением нашей работы по созданию лингвистически обоснованных тестов для диагностики речевых нарушений и нарушений чтения у детей. Взрослым с трудностями чтения нужны свои, адекватные возрасту инструменты», — говорит один из разработчиков теста, научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Светлана Дорофеева.
Тест имеет две параллельные версии. Одну из них можно использовать для первичной диагностики, а вторую — для оценки динамики или проверки эффективности коррекционного воздействия. Версии сбалансированы по ряду психолингвистических параметров: длине слов в слогах и в буквах, частотности слов, сложности синтаксических конструкций. К каждому тексту прилагается блок вопросов на понимание прочитанного. После чтения и разметки ошибок приложение автоматически рассчитывает параметры чтения и дополнительно выдает информацию о том, какие синтаксические структуры вызвали наибольшие затруднения. Такой уровень детализации особенно важен для планирования коррекционной работы.
Приложение ориентировано на специалистов: логопедов, нейропсихологов, неврологов, работающих в клиниках, образовательных и научных учреждениях, а также на выездах. Оно включает возрастные нормы для разных групп пользователей от 18 до 60+ лет, что обеспечивает высокую точность диагностики. Приложение заменяет бумажные протоколы, ручной подсчет ошибок и диктофоны. Все этапы теста — от демонстрации текста до анализа ошибок — происходят в цифровом интерфейсе. Результаты, включая аудиозаписи и результаты разметки, выгружаются в удобном формате, что значительно облегчает ведение наблюдений и подготовку заключений.
Инструмент позволит принимать обоснованные решения, которые могут стать основой для выбора дальнейшего пути коррекции нарушений чтения или поддержки взрослых с дислексией. Например, подтвержденный диагноз дислексии в будущем может быть учтен вузами при определении особой системы оценивания для студентов с такими трудностями.
Разработчики подчеркивают, что тест будет полезен не только в клинической, но и в научной среде. Приложение аккумулирует массив аудиоданных и показателей чтения, что делает его удобным инструментом для исследований в области когнитивной лингвистики, психолингвистики и нейропсихологии.
Ольга Драгой
«Наша цель — сделать диагностику чтения доступной и современной. “ЛексиМетр-В” — это не просто тест, а рабочий инструмент, который экономит время, дает точные результаты и открывает новые возможности для помощи людям с дислексией», — комментирует директор Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Драгой.
Вам также может быть интересно:
Вышка стала соорганизатором Международного диктанта по финансовой безопасности
С 1 по 30 сентября пройдет Международный диктант по финансовой безопасности. Масштабный онлайн-проект разработан с целью повышения осведомленности людей разного возраста о проблемах в сфере экономической стабильности. Тема этого года — «Новые технологии на страже финансовой безопасности: от личной защиты до суверенитета государства». В новом сезоне НИУ ВШЭ вошел в состав организаторов.
Эпоха ИИ: университеты и бигтехи обсудили трансформацию системы образования
В рамках круглого стола, организованного «Яндекс Образованием», эксперты из ведущих университетов и технологических компаний обсудили будущее системы образования и подготовки IT-специалистов в условиях развития технологий искусственного интеллекта. Высшую школу экономики представляла проректор университета Елена Одоевская.
Ученый в цифровую эпоху: как определить свой профессиональный путь в новом мире
Центр научной интеграции НИУ ВШЭ запускает программу «Современный ученый: инструменты развития научной карьеры», ориентированную на развитие профессиональных компетенций молодых исследователей. В течение 6 недель слушатели в синхронном онлайн-формате изучат 5 тематических блоков. Обучение начнется 22 сентября. На программу могут поступить все желающие, имеющие или получающие высшее или среднее специальное образование.
Ученые ВШЭ выяснили, почему люди доверяют науке
Исследователи ИСИЭЗ НИУ ВШЭ проанализировали степень доверия научному знанию в российском обществе и выявили факторы, которые влияют на восприятие. Оказалось, что доверие к науке больше зависит от повседневного опыта, социальных ожиданий и представлений о пользе, а не от объективных знаний. Статья опубликована в журнале «Мир России».
НИУ ВШЭ и Центр им. Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве
Высшая школа экономики и Национальный медицинский исследовательский центр детской гематологии, онкологии и иммунологии имени Дмитрия Рогачева подписали соглашение о научно-практическом сотрудничестве. Подписи под документом поставили ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и генеральный директор центра Николай Грачев.
Вышка доверит ИИ рутинную работу по созданию программ ДПО
НИУ ВШЭ совместно с EdTech-компанией CDO Global запускает AI-конструкторы для оптимизации разработки курсов дополнительного профессионального образования (ДПО). Новый сервис позволит автоматизировать подготовку учебных материалов и оценочных средств, значительно сократив время и ресурсы, затрачиваемые преподавателями и методистами.
На портале Вышки доступны обновленные «Цифры и факты» и дашборды
Дирекция по аналитике и управлению данными совместно с отделом визуальных коммуникаций разработали новую страницу «Цифры и факты о НИУ ВШЭ» на портале Вышки. Также всем сотрудникам университета доступен дашборд с показателями обновленной программы «Приоритет-2030».
Исследователи изучили, как в малых российских университетах заботятся о студентах
Исследователи из Института образования НИУ ВШЭ провели социологическое исследование в четырех малых неселективных университетах и на основе 135 интервью показали, что в таких вузах забота о студентах имеет двойственную природу. Она объединяет искреннюю помощь с постоянным надзором, напоминая родительскую опеку. Это первое детальное описание того, как формальные и неформальные практики заботы переплетаются в постсоветском образовательном контексте. Исследование опубликовано в British Journal of Sociology of Education.
На Международной летней школе в КНР Вышка поделилась опытом изучения городских стратегий
На фоне усиления глобальной геополитической и технологической конкуренции ведущие китайские вузы Чжэцзянский университет международных исследований и Пекинский университет организовали совместную Международную летнюю школу. Центральной ее темой стало изучение глобальных региональных и городских стратегий развития. Факультет городского и регионального развития НИУ ВШЭ принял участие в работе школы.
ВШЭ и Московский аналитический центр объединят усилия в сфере ИИ
НИУ ВШЭ подписал соглашение о сотрудничестве с ГБУ «Московский аналитический центр». Документ закрепил намерение сторон развивать совместные исследования и внедрять технологии искусственного интеллекта в управление городским хозяйством.